Журнал Уральский изобретатель
Новости
Объявления
Технологии и разработки
Журнал
Гостевая книга
Гипотезы
Электромагнитная энергия и её «аномальное проявление»

Детско-юношеское творчество
В мире объёмных световых эффектов
Внутри калейдоскопа Аттракцион для любителей острых ощущений
Фонтан с вращающимися струями
Станочный настольный модуль широкого профиля

Идёт поиск
Гидроимульсный двигатель
Частотный фильтр
Электродвигатель
Инерционно-пульсирующий движитель

Изобретатели Урала
Годовой план – за 9 часов!
Короткие истории
Тепловые трубы Юрия Герасимова
Сладкий сон Винокурского

Можно расслабиься
Фокусы

Новые технологии
Волочение проволоки Новая гидроимпульсная технология пожаротушения
Теплообменник для новой схемы нагрева бокситовой пульпы
Одностадийный эколого-ресурсосберегающий способ получения стали
Самотвердеющая смесь для приготовления литейных форм и стержней

Читательская трибуна Интеллектуальная собственность

Годовой план – за 9 часов!


    На выставке "Мир изобретений и открытий", недавно прошедшей в Екатеринбурге, на стенде Уральского Венчурного фонда демонстрировался уникальный экспонат: сверхтонкая титановая проволока. !,5 грамма такой проволоки достаточно, чтобы обернуть по диаметру весь земной шар, а длины 15-ти граммового мотка достаточно для соединения Луны с Землёй. В зарубежных изданиях встречаются упоминания о производстве проволоки диаметром 200A, но проволока, представленная на выставке, сделана по российской технологии и её автор - академик АИН РФ, заслуженный машиностроитель РФ Вениамин Израилевич Соколовский.
    Он родился 19 сентября 1918 года в городе Лукоянове, Нижегородской губернии, в 1940 году закончил с отличием машиностроительный факультет Уральского индустриального института, в 1962 году защитил докторскую диссертацию. Вениамин Израилевич является автором более двухсот изобретений, а об уровне этих изобретений свидетельствует следующий факт. 80 - е годы. Пятилетка. Социалистическое соревнование. В кабинете директора Свердловского приборостроительного завода раздаётся звонок. Звонит Первый секретарь областного комитета партии. Разговор коснулся производства крепежа из нержавеющей стали для высокоточных приборов. Его интересует вопрос о выполнении годового плана. Ответ директора его шокирует. Годовой план был выполнен за 9 часов! По предложению Вениамина Израилевича была применена новая технология, повышающая производительность в сотни раз.
    Но вернёмся к титановой проволоке. Как считает Вениамин Израилевич, по его технологии можно изготавливать проволоку из титана и других материалов диаметром 100A и менее. Применение элементов из такой проволоки в наномеханике позволит, в буквальном смысле слова, совершить технический переворот. Например, появляется возможность выпускать многослойные компакт-диски, объём памяти которых будет в сотни раз выше, чем у ныне существующих. Широкие возможности для использования такой проволоки существуют и в других областях: машиностроении, атомной энергетике, металлофизике, медицине и др.
    Также оригинальны и эффективны и другие изобретения профессора Соколовского. Заслуживает внимания работа по обобщению теоретических и экспериментальных исследований и конструкторских разработок станов холодной прокатки труб (ХПТ). Результатом этой работы явилось создание общей теории процесса и станов ХПТ. На основе этих исследований созданы оригинальные конструкции станов, в которых все механизмы (главный приводной механизм и механизм подачи заготовок) основаны на принципиально новых структурных схемах. В конструкции станов исключено возвратно-поступательное движение рабочей клети, в 3-4 раза сокращено время обжатия заготовки, которая за один оборот обжимается несколько раз, в отличие от серийных станков ХПТ, где обжатие заготовки осуществляется один раз за цикл. Особенностью конструкции станов является объединение в один блок механизмов главного привода клети и вращения рабочих волков. Они размещены в одной станине-роторе, совершающем вращательное движение. Механизм подачи перемещает заготовку не периодически, а непрерывно с переменной скоростью. Динамические усилия и установочная мощность двигателя уменьшены в 4 раза, производительность возросла в 5-6 раз при высоком качестве труб. Аналогов за рубежом нет.
    Одна из последних тем научно-изобретательской деятельности Вениамина Израилевича - разработка технологии высокоэффективных и экономичных способов и устройств капитального ремонта нефте - и газопроводов. По данным ОАО "Газпром" протяженность газопроводов РФ составляет около 150 000 километров, из которых свыше 20 000 км отслужили расчетный срок. Следствием этого являются разрывы трубопроводов, приводящие к авариям и экологическим катастрофам, к большим потерям нефти и газа.
    В настоящие время для исключения аварий снижают давление в нефте - и газопроводах, что приводит к большим потерям нефти и газа (до 30% от расчетного). Другой путь - проведение капитального ремонта для полного восстановления служебных характеристик трубопроводов. Одно из направлений технологий капитального ремонта основано на извлечении отслужившей срок трубы и замене её новоё трубой. При использовании такого способа для ремонта трубы стоимиость ремонта обходится дороже, чем стоимость строительства нового трубопровода, так как при этом добавляются трудозатраты на удаление изношенной трубы. Стоимость проведения земляных работ при использовании такой технологии капитального ремонта составляет 30 - 50% от стоимости трассы магистрального трубопровода, один километр которого стоит 1 млн. долларов СЩА. Другое направление капитального ремонта основано на установлении новой трубы внутри изношенной. Известные способы и устройства такой технологии ремонта требуют больших трудозатрат и энергии на перемещение устанавливаемой трубы и, кроме того, отличаются необходимостью ограничения тягового усилия, что определяет малую длину новой трубы. Действительно, для установки трубы в трубу требуется раскопать два котлована - один на входе в изношенную трубу, а другой - на выходе из неё. При этом длина котлованов соизмерима с малой длиной устанавливаемой трубы, а земляные работы определяю большую долю трудозатрат и средств. Длина котлована при этом составляет 20 - 30% от длины устанавливаемой трубы.
    Профессор Соколовский со своими коллегами разработал уникальную технологию, не имеющую аналогов в мире. Отличительной особенностью предлагаемых способов и устройств являются возможность укладки в изношенную трубу новой трубы большой длины (1…15км) и возможность создания большого тягового усилия (500…1000 тонн). При этом земляные работы определяются весьма малой общей длиной котлованов, составляющей 0,5…2% от длины устанавливаемой трубы. Если учесть, что на сегодняшний день сложилось положение, при котором необходимо проводить капитальный ремонт нефте- и газопроводов длиной несколько тысяч километров, то эффект при проведении даже одной тысячи километров сотавляет 300 -500 млн долларов США. Другой особенностью предлагаемых способов и устройств является отсутствие в них двигателя и передаточного механизма для перемещения трубы. Труба перемещает себя сама без приложения внешних сил. Время установки новой трубы по предлагаемому способу при заранее проведённых подготовительных работах определяется средней скоростью перемещения новой трубы, которая может быть реализована до 1 метра в секунду. Следовательно, труба длиной 5 км займет положение в старой трубе за полтора часа, а длиной 15 км - за 4,5 часа. Сочетание предлагаемых способов и устройств позволяет преодолеть силу сопротивления перемещению до 10 000 кН при массе трубы диаметром 1220 мм до 10 000 тонн и при длине перемещаемой трубы до 15 км. Установочная мощность для подготовки перемещения трубы составляет не более 5% от мощности, затрачиваемой на само перемещение трубы (здесь нет нарушения закона сохранения энергии). Структурная схема устройства чрезвычайно проста и не вызывает сомнения в реализации для различных условий расположения и состояния изношенности нефти- и газопровода. Способы и устройства для капитального ремонта труб защищены пятью поданными заявками на изобретение, а по одной из них получен патент.
   Эффективность предлагаемых технологий:
- повышение долговечности и надёжности трубопроводов;
- исключение аварий на нефте- и газопроводах;
- значительное снижение трудо- и энергозатрат;
- дополнительное увеличение нефти и газа;
- исключение трудозатрат на земляные работы;
- снижение затрат на ремонт 1000 км нефте- и газопровода до 300 - 500 млн. долларов СЩА;
- срок окупаемости на ремонт не более 2 - 3 месяцев с момента использования результатов работы при ремонтах.
    В свои восемьдесят с лишним Вениамин Израилевич по-прежнему полон энергии и творческих замыслов, читает лекции в УГТУ-УПИ и активно борется за внедрение в России новейших технологий. Остаётся добавить, что будучи руководителем отраслевой лаборатории ОНИЛ металлургического оборудования, В.И. Соколовский принимал самое деятельное участие в подготовке научных кадров. Под его руководством трудилось в разное время несколько десятков талантливых учёных и изобретателей. Его учениками защищено более 50 кандидатских диссертаций и 9 докторских. Вениамин Израилевич просил выразить на страницах нашего журнала благодарность тем людям, с кем ему приходилось решать научные и производственные задачи, решение некоторых из которых стало возможным благодаря их участию.
 

Рейтинг ресурсов УралWeb Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования be number one
Сайт создан в системе uCoz